Сегодня я гуляла в одиночестве: у моего провожатого кончились деньги, атмама отказалась помогать. Так что не только первая половина дня, которую я решила посвятить классической испанской живописи, но и вторая - прошедшая под эгидой совремннного искусства - были исключительно в моём распоряжении. Произошло так много, что и не знаю, как успеть рассказать. Пусть будет не один большой пост, а много маленьких заметочек на разные темы.
читать дальше
Вот первая: Музей классического искусства или Музей изящных искусств. Так называют частное собрание мадам Тиссен, которое выставляется в одном из зданий в центре, тоже, наверное ей принадлежащем. Это четырёхэтажное здание. Первый этаж - романтические пейзажи и бытовые сценки XIX века, второй - "конец века" (переход от романтизма к реализму, а затем импрессионизму), третий - начало XX века, четвёртый - временная экспозиция, сейчас это работы испанского импресмиониста Darío de Regoyos.
Не взглянув сперва на карту, я поспешила обвинить всё испанское искусство XIX века в чрезмерной наивности и идеалистичности, что не совсем верно. Были там и сюжеты, не очень подходящие од название романтических. Хотя я ушла не так далеко от правды. Белолицые пышногрутые, с затянутыми в корсеты талиями испанки, принимающие изысканные позы; идиллические морские пейзажи - не страна, а рай для романтиков и, как было написано в одном из залов, в последствии излюбленное место имперессионистов.
Из трёх залов мне понравилось картин пять, некоторые из них я потом нашла на открытках. Одна имела очень испанский сюжет.
читать описание картиныНа ней - зрители на корриде, сидящие в ложе. Кто-то находится к зрителю спиной, кто-то стоит или сидит в полоборота. Мы не видим, что именно происходит на арене, потому что ни бык, ни тореодор не попадают в поле зрения художника. Но судя о реакции зрителей это что-то трагическое. Две дамы не выдержали зрелища и отвернулись, одна судорожно сжала руки в молитвенном жесте, третья вцепилась в перильца. Мужчины вскакивают с мест, успокаивают спутниц и всячески своим видом передают напряжённость момента. Всё это выделяломь на фоне прекрасных танцовщиц и морских пейзажей, а потому запомнилось хорошо.
На следующем этаже - тот самый переходный период. а Он выглядит горвздо лучше романтизма. Один из художников даже напомнил Верещагина любовью к деталям. В общем довольно ярко, и всё так же беззаботно. Там же, на втором этаже, почему-то, выставлены и "старые" мастера, то есть деревянные скульптуры.
Потом - начало XX века, испанский испрессионизм, нарочито небрежные или подчеркнуто мелкие мазки. Глазу приятно, но запоминается немногое. Что-то из понравившегося тоже потом нашла на открытках.
Darío de Regoryo вроде как очень важен для развития испанского современного искусства. Признания он добился сразу, пьтому что тусил с правильными художниками и вообще жил хорошо. Работы Darío были вывешены в хронологическом порядке, но особой разницы между начальным и последним периодами, не считая полосы дезинтегризма (не знала, что и такое существует; как пуантилизм, только мазки больше), не увидела.